Інформаційний портал "Обозреватель", 15 березня 2011 р.; 30 березня 2011 р.

Поділитися:

"Робеспьеры" либо реформаторы

 

YermolayevДиректор Национального института стратегических исследований о социальной справедливости проводимых реформах, спекулятивной демократии и условиях развития гражданского общества.

 

- Андрей Васильевич, краеугольным камнем  реформ, как считается,  должна стать  социальная справедливость. Когда эта идея овладевает умами реформаторов, она становится материальной силой народа. В какой мере, на ваш взгляд,  в предлагаемых схемах реформирования – в пенсионной сфере,  здравоохранении, системе образования и т. д. – существует этот самый элемент справедливости?

 

- У народа завышены ожидания быстрых результатов и одновременно завышен порог терпимости к бюрократии и бюрократизму. И никуда от этого не деться. Здесь и привычка управленцев жить на широкую ногу, и наличие крупного бизнеса во власти. Для них блага – это способ самоутверждения своего положения в обществе. И оно атрибутивно. Хороший  госавтомобиль, зафиксированное место в иерархии, почетные пенсии – все это до сих пор живо. Оно формализовано с советских времен, а в сегодняшних условиях также получило право «гражданства».

Украинское общество начала  20 века и современное общество имеют, на мой взгляд, одну общую особенность – огромный разрыв между небольшим сословием богатых и миллионами людей, которые живут за счет продажи своей рабочей силы. И тогда,  и сейчас такое положение продуцирует идеалы социальной справедливости, но в упрощенной лево-утопичной (а в наше время еще и в патерналистской) версии.

Мне представляется,  Украина в начале прошлого  - 20  века была в большей степени «беременна» социалистической революцией, чем индустриальный центр России. В идеологическом плане состав Центральной Рады и первого украинского правительства были по сути левыми. Об ошибках и  неучете социальных ожиданий откровенно писал экс-премьер Винниченко.

В годы независимости, учитывая все следствия «дикого капитализма» первого десятилетия, схожие настроения и стереотипы были воспроизведены вновь, но уже с выраженной патерналистской закваской. Поэтому-то большинство украинских политиков, политических партий и блоков спекулируют на теме гособязательств, и раздают новые обещания все решать через и с помощью государства и государственных средств. А фактически такой подход к общественным запросам и сложившимся стереотипам консервирует ситуацию, заставляет «бегать по кругу», загоняет государство в ловушку невыполнимых обязательств и … в долги.

 

- Эту проблему очень часто решают с помощью установления диктатуры или революционной встряски, как показывает недавний опыт стран Северной Африки и Ближнего Востока. Нам это не грозит?

 

- Нужно избрать эволюционный путь. В нереформированной стране с неэффективной экономикой желание быстро разбогатеть фактически  оборачивается сверхэксплуатацией, несправедливым перераспределением ресурсов. Закономерна и обратная общественная реакция – недоверие к богатым, подозрение их во всех смертных грехах.

Поэтому состоятельные люди должны брать на себя большую социальную ответственность, учитывая реальное положение в стране, пересмотреть порядок и доли распределения полученной прибыли. Одновременно  бедным следует создать условия для новых источников дохода, а незащищенным – более эффективную систему адресной, точечной соцзащиты.

 

- Но у нас с этим проблемы. Ту же пенсионную реформу, по данным социсследований,  не принимает до 80%  населения. Ради лучшего общего для всех никто не хочет поступаться своим личным сегодняшним?

 

- Возможно, первые шаги в реформировании не всем понятны. Одна из проблем, с которой сталкиваются нынче, - девальвация самой идеи реформ. Многие рассматривают их не иначе  как решение своей личной проблемы сегодня, сейчас. Добавьте зарплату - но уже завтра. Пенсию – уже сегодня. Увеличите – поступите справедливо, не сделаете этого – какая же это справедливость?! Но тогда нужны либо доморощенный «робеспьер» и ему подобные, которые, прошу прощения, половину страны пересадят и за счет этого второй половине постараются удовлетворить их чаяния. Чем это оборачивается в реальной жизни, хорошо известно на примерах диктатур и «номенклатурного социализма».  Либо же нам нужно пройти до конца непростой путь глубоких социально-экономических реформ, модернизировать страну. А эта задача намного шире, чем решение текущих острых социальных проблем. Необходимы терпеливые реформаторы, которые (в том числе и за счет снижения  своих рейтингов и потери имиджа) не допустят социальных конфликтов. Я считаю, что нужно делать все,  чтобы  не превращать Украину в Северную Африку.  Тем более,  что такие потрясения страна может и не пережить.

 

- Но как это объяснить и в этом убедить тех, кто живет на одну зарплату, – ту самую, которой не всегда хватает на самое необходимое?

 

- Крайне необходим механизм социального диалога. Государство должно максимально вовлечь в него профсоюзы, предпринимательские круги, общественные организации и быть более открытым. Возможно, на основании социального диалога нужно договариваться и о стратегических приоритетах, а не только о социальных обязательствах государства. Но нельзя  допускать решения этих проблем кавалерийским методом, либо диктаторским способом революционной целесообразности...

 

- Какие социальные и общественные риски возможны в ходе реформ и как их минимизировать?

 

- Социальная справедливость в обществах, тяготеющих к высокому уровню обобществления, достигается путем централизованного управления  благами. Для общества, которое ориентировано на ценности индивидуальной свободы и  инициативы (а на это следует ориентировать развитие украинского общества), социальная справедливость – это прежде всего личная свобода и выбор возможностей для  активных граждан  и государственная   защищенность для социально неблагополучных. Этой свободе и такому подходу еще надо научиться.

Серьезный риск, который я вижу сейчас, - в области идеологической, отчасти психологической – это усталость наших граждан от болтовни. Проведена огромная эмиссия бессмысленных лозунгов и формулировок, и они окончательно запутали людей. Кому верить? Кто сказал правильно? Выход один: нужны практические результаты. С демонстрацией того, что реформы действительно создают новые рабочие места, улучшают качество социальных услуг, снижают уровень бюрократизма и коррупции,  обеспечивают  увеличение реальной заработной платы.  Что они гарантируют более эффективный социальный механизм, связанный с правами граждан на здравоохранение, образование, трудоустройство и т. д.  Конечно, говорить, объяснять можно и нужно. Но на первое место я бы поставил результативность действий. Пусть и не сиюминутных, но ощутимых и очевидных.

 

- То есть, вы хотите сказать, что реформы не рассчитаны  на краткосрочный эффект, они ориентированы на долгосрочные результаты?

 

- Именно поэтому я и называю это риском. Добиться реформаторского результата нельзя, условно говоря, с ближайшего понедельника. Это не массовая раздача 10 или 20 гривен. А полноценный активный социальный диалог у нас, к сожалению, не налажен.

 

- А с чем вы это связываете? Власть не хочет или не научилась обеспечивать полноценную обратную связь с народом?

 

- Скорее с феноменом массового восприятия деятельности СМИ и использования их политикумом. Представьте себе ситуацию, что в течение пяти-шести лет у нас люди связывали свободу слова с телеэфиром, где в течение пяти-шести часов известные деятели рассказывали, что им закрывают рот. И люди с таким же открытым ртом верили им в течение этого времени. Для них невольно телеговорение и воспринималось как реальная, практичная политика. Такой вот медиа-капкан для молодой демократии…     

 

- Чтобы уменьшить риски, надо бы приобщать, очевидно,  к реформированию как можно больше социально активных и общественных групп населения. Вы уже говорили о том, что ответственность за модернизацию страны  должны разделить поровну – государство и предпринимательский класс. В той же социальной сфере управления нынче на слуху министерская инициатива по приобщению граждан к созданию обществ совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), которые должны стать «могильщиками» ЖЭКов. Это может стать локальным  фактором примирения реформаторских верхов и гражданских низов?

 

- В этой проблеме очень  много аспектов. Но на первое место в широком контексте я бы поставил реформу самоуправления. До тех пор  пока мы не решим эту задачу, все разговоры о дальнейшем развитии гражданского общества так и останутся пожеланиями.

Пока же мы имеем специфическое общество: оно в полусоветском, полугражданском состоянии. Предыдущий 7-летний период  развития страны сыграл с нами злую шутку. Я определяю его как период спекулятивной демократии. В украинском обществе  (а оно всегда было высоко индивидуализированным)  очень быстро была усвоена риторика правильных слов и правильных месседжей,  сформировано  ложное подобие демократического и гражданского поведения. Те социальные слои, которые вовлекались и вовлекаются в массовые политические процессы, явно отрежиссированного характера, вольно или невольно отождествляют  свою личную спорадическую активность с гражданской самоорганизацией.

 

- А почему это еще не гражданское поведение?

 

- Потому что оно не заканчивается устойчивыми формами гражданской самоорганизации. Вот пример. Он очень часто вызывает неприятие моих  коллег в оценке «оранжевых» событий. Майдан был действительно ярким, знаковым событием. Он мог бы стать и переломным, если бы не одно «но»…  После этих событий все социальные слои -  а это в основном предприниматели, молодежь – не пошли в своих действиях дальше.  Их активность не воплотилась в новые формы самоорганизации и гражданской мобильности, которые гарантированно  бы обеспечили связь с народом и контроль над властью. Они  выполнили  лишь роль приводного ремня смены режимов. Всего лишь... В  этом своеобразный исторический  трагизм данных событий. И хотя действия участников Майдана многие считают проявлением развитого гражданского самосознания, однако догражданский индивидуализм в нашем обществе все еще доминирует над гражданской самоорганизацией.

 

(http://www.obozrevatel.com/interview/libo-robesperyi-libo-terpelivyie-r…)

 


 

Директор Национального института стратегических исследований о мировоззренческом коктейле  элиты, тестах для Евросоюза  и Украины, стратегическом партнерстве с Россией

 

- Андрей Васильевич, почему на критику представителей ЕС в отношении  евроинтеграции Украины  у нынешней власти  не возникает оправдательной рефлексии, как это было несколько лет назад: признаем, дескать,  свою вину, меру, степень, глубину? С чем это связано?

 

- Важная особенность нынешней власти состоит в том, что она преодолела старый комплекс вторичности, «младшего партнера». Переговоры идут на равных с ЕС,  Россией,  другими влиятельными партнерами. Никто не преувеличивает влиятельности Украины, но вот заглядывать в рот – точно перестали. В частности, в вопросах евроинтеграции позиция осталась последовательной. Цель – вступление в ЕС. Но не любой ценой. В том числе и в таких важных тактических вопросах, как зона свободной торговли.

 

- То есть уроки поспешного вступления в ВТО за счет ущемления национальных экономических интересов должны быть нынче учтены?

 

- Я хочу напомнить, что в ВТО Украина вступила, так и не сумев максимально защитить свои торговые интересы. Тогдашняя правящая элита, ориентированная на интересы и запросы торгового и финансового капитала, многое просто проигнорировала.   В их глазах ВТО – это был некий фетиш, предел мечтаний. Я думаю, что если бы тогда в политикуме и высшем руководстве доминировали представители реального сектора, то каждый из них сначала подсчитал бы свои выгоды, количество рабочих мест на предприятиях, соотнес бы это с ситуацией на внутреннем рынке и тогда соглашения с ВТО  были несколько иными. Жаль, что момент упущен.

  Собственно, сегодняшний переговорный процесс с Евросоюзом по зоне свободной торговли идет непросто именно потому, что интересы отстаиваются  более  прагматично. В   частности, по агропромышленному комплексу. И за этим  стоит желание говорить на равных с чиновниками ЕС,  чего раньше не наблюдалось, отстаивать суверенные интересы страны, а не отдельных отраслей или корпоративных групп.

 

- А не связана ли   критика Украины со стороны того же, к примеру, еврокомиссара ЕС Штефана Фюле и президента Европарламента Ежи Бузека с нежеланием предоставить Киеву безвизовый режим, статус ассоциированного члена ЕС, обеспечить  зону свободной торговли ? И не объясняется ли  это нежелание  именно такой критической риторикой? Ведь по многим позициям ситуация в Украине намного лучше той, что была несколько лет назад…

 

- Я скажу вещь, быть может, банальную, но очевидную. Да, у украинских элит были свои системные ошибки и пределы понимания того, что можно и нужно делать и в какой последовательности. Но что важно понять, на мой взгляд, с точки зрения сегодняшнего дня. Несколько лет назад у элиты Украины господствовал такой себе мировоззренческий коктейль: один слой – ностальгия о прошлом,  второй – иллюзии относительно интеграции со старыми партнерами, третий – евроромантизм.  Причем,  все эти три стереотипа   были идеализированы. Сегодня же иллюзии – в сторону, задача создания сильной модернизированной страны – на первом месте. Поэтому – «на равных», поэтому – так неуступчивы.

 Самое интересное, что с проблемой понимания наших процессов столкнулись и элиты западных государств. У них к тому же и двойственное положение.  Они представляют на переговорах с Украиной Евросоюз и одновременно выступают в качестве конкурентов на конкретных рынках. Так  что  их рекомендации и заявления следует читать не только буквально, но еще, как минимум, между строк…

 

- Вы вспомнили о стереотипах. У каждого из них были свои сторонники и оппоненты. И аргументы они находили, замечу,  подчас довольно весомые…

 

- …более того, евроромантизм, например, активно навязывался и общественному мнению. Причем, в примитивном,  даже меркантильном виде. Однако глобальный кризис подействовал на всех отрезвляюще. Он показал, что европейский проект не так идеален и сбалансирован, как это было раньше.  

Старый Свет  перестал быть идеализированным образцом для подражания. И оказалось, что и в ЕС есть страны, демонстрирующие двойные стандарты – например, в сфере публичных финансов. В Евросоюзе до сих пор спорят: помогать кризисным странам-партнерам - и в какой мере - или нет. Пугающая лихорадка  с евро вносит сумятицу в умы  финансового и политического руководства. И это все – реальные вызовы 2011-2012 годов.

Также разрушены стереотипы  в отношении евроатлантического лидерства США. Америка получила серьезные обвинения, связанные с антикризисной финансовой политикой,  со стороны своих партнеров и стран - новых лидеров. Словом, разрушился миф об устойчивом и незыблемом Новом Свете и его справедливом устройстве.

 

- Вернусь к стереотипам и нынешним реалиям. Помнится, президент Ющенко не раз  публично заявлял: что мне, мол, твердят о России, наш основной партнер – Европа.  Доля экспорта Украины в Евросоюз  в 2005 году была на один процент больше, чем северному соседу, и составляла почти 42%.  А нынче наш потенциал в страны еврозоны упал до 25%, в то время как в Россию вырос.

 

- Дело не только в экспорте. Дело в тесте на эффективность европейского проекта. Я считаю, что продолжающийся кризис в Евросоюзе на самом деле - серьезный вызов для Украины. Участвуя в евроинтеграции, мы должны убедиться, что и ЕС прошел этот кризис достойно, что он эффективен как модель сотрудничества.  Потому  что и ментальные, и экономические потрясения, которые мы будем переживать в случае углубления кризиса ЕС, могут быть большим потрясением для молодого украинского государства. В этом смысле Украина – одна из самых заинтересованных сторон в стабилизации и укреплении ЕС.

 

- А что вы скажете о нашем северном соседе и стратегическом партнерстве с ним? Все ли здесь безоблачно?

 

- Россия решает проблемы, очень схожие с нашими, - модернизационные программы, реформы, продолжение приватизации. Но  есть и свои особенные проблемы – неравномерность развития, амбиции, поиски своего места в мире. Некоторые проблемы гуманитарного плана стали настоящим вызовом  – например, шок общественного сознания от событий в станице Кущевской  (на Кубани действовала банда, терроризировавшая и убивавшая долгие годы местных жителей, а им фактически содействовали чиновники и правоохранительные органы. –  Н. З.). Теракты – еще одно потрясение для российского общества и серьезный тест  для власти.  Такие ситуации катализируют внутренние кризисы, разрушают привычные стереотипы о стране и ее положении. Эти и им подобные события мне представляются большим, чем отдельные трагедии . Они больно бьют по заявленным идеалам «русского мира».

В целом же, на наших глазах многие - казавшиеся незыблемыми - социальные системы переживают кризис перспективы. От США до Ближнего Востока, от Северной Африки – до ЕС наблюдаются мощные, часто конфликтные трансформационные процессы. Шаблоны разрушены. И все эти проявления, столь выпукло проявившиеся в разных странах во время кризиса, реабилитировали право каждой нации и государства на посткризисное  самопроектирование. Сейчас даже на уровне политической философии открыто дискутируется вопрос о параллельной современности, о том, что разрушились стереотипы,  которые еще вчера казались незыблемыми.

 

- Что же это означает для украинского  политикума и нашей политики?

 

- Это не означает, что украинское общество и наша политика должны отказываться от ценностного выбора – свободы, демократии, верховенства права, уважения к личности и так далее.  Это означает право на принятие самостоятельного решения, свидетельствует об отказе от формального обезьянничания.   Это реабилитирует право на формирование собственного пути,  задача которого  - стать современной устойчивой республикой с сохранением тех традиций и особенностей, которые нам ценны и важны.

 

- Вернусь к риторике.  Президент Янукович, говоря о важности стратегического партнерства с Россией, назвал его антикризисным проектом №1 в ближнесрочной перспективе,  а в долгосрочной -   тем рычагом, который поможет провести модернизацию, развить машиностроительный комплекс,  поднять уровень жизни и т. д.  Однако, анализируя предлагаемые схемы сотрудничества с Россией, прихожу к выводу, что в рамках этого партнерства Украине отводятся две роли. С одной стороны, - недостающего звена в реализации российской модели экономического развития, если говорить об авиастроении, судостроении, атомной энергетике, а с другой – как устранение конкурента, если иметь в виду имеющийся потенциал Украины  в газотранспортной сфере. Ведь строительство «Южного потока» в обход Украины с суммарным объемом 63,5 млрд куб. м газа до  2015 года – половина транзитных возможностей украинской ГТС – это, по сути, крест на ее модернизации и нашем будущем в качестве евротранзитера.

 

- Украинский взгляд на «Южный поток» ограничен однобоким подходом – восприятием этого проекта исключительно по части вызовов для Украины. Россия, дескать, ищет обходные пути, потому что не желает работать с Украиной.  В действительности, экономическая карта этого проекта сложнее. В мире разворачивается мощная, жестокая конкуренция за ресурсы развития. Ведущие транс-национальные компании  (ТНК) ведут борьбу за доступ к ресурсам Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки, Большого Кавказа и т. д. Впереди – жесточайшая конкуренция за ресурсы северного и южного полюсов.

Россия,  еще недавно планировавшая создание газового ОПЕК и надеявшаяся на сохранение  моделирующей роли в Евразии в распределении энергоресурсов, имеет неустойчивую позицию. А, учитывая вызовы кризиса и задачи внутренней модернизации, сотрудничество России и ЕС неизбежно. Последние  месседжи  российских лидеров о будущем этого сотрудничества свидетельствуют о желании и  готовности к новой волне либерализации (достаточно вспомнить инициативы об общем с ЕС научном пространстве, о согласованной промышленной политике, новых возможностях для западных ТНК на российском рынке и т. п.).  Россия вряд ли сможет провести модернизацию без стратегического партнерства с Евросоюзом.  А с другой стороны,  для России  источником для развития остается контроль над собственными и соседними ресурсами и промышленно-техническими возможностями.  Евросоюз постепенно обретает субъектность и начинает за эти ресурсы бороться экономическими средствами.

В этом широком контексте  «Южный поток» - это элемент очень большой игры, в которой конкретно для Украины  он означает потерю наших старых, традиционных преимуществ. Кстати, еще не факт, что в конечном итоге «Южный поток» состоится. Впереди большие торги и согласование интересов.  Но Россия не строит свои  газо-нефтепроводы  только для того, чтобы нас обойти. Это местечковый взгляд.

 

- А что мы можем этому противопоставить?

 

- Вырабатываются собственные инициативы. И они, на мой взгляд, более конструктивны. Позиция такова: не бороться, а предлагать свои подходы и матрицы в  энергосфере  для сотрудничества с Россией и Евросоюзом. Речь идет и об объединении усилий по маршрутизации потоков через Черное море, использовании технологических ресурсов Украины и других стран для разработки месторождений и добычи сланцевого газа и т. д.  Грубо говоря, Украина из пассивного борца за свой геополитический «хутор» превращается в активного геоэкономического партнера, который намерен участвовать в крупных сетевых проектах. Со своей долей.  Для Украины, мне кажется, главное – увеличивать привлекательность традиционных маршрутов и искать пути и способы для подключения к ним ресурсов Азии. Если мы справимся с этой задачей, горячая тема «Южного потока» остынет.

 

Николай Закревский

 

http://obozrevatel.com/interview/ermolaev-krizis-dal-nam-pravo-na-samop…